Создание нового национального искусства в конце XIX в.

Posted by: admin  :  Category: Исторический обзор развития стилей архитектуры и мебели

С целью создания нового национального искусства в конце XIX в. делаются попытки возродить кустарные промыслы и объединить творчество художников с народным. Так, в 1882 г. в Абрамцеве под Москвой создается столярная мастерская, в которой работой резчиков руководила Е. Д. Поленова. В подобных работах пытались найти нечто новое, национальное, что отвечало бы художественным идеалам времени. Однако изделия являлись нетехнологичными и неудобными в эксплуатации, поэтому не были приняты для промышленного производства.

Изготовление мебели в русском народном стиле, несмотря на отдельные хорошие работы, не привело к созданию нового стиля. Это направление превратилось в эклектику, которая в начале

XX в. сменилась стилем модерн.

Мебели этого периода придавалась вымышленная форма, не соответствующая логике и назначению изделий. Имело также место смешение разных стилей. Модерновые формы избегали двух одинаковых вещей, поэтому композиция изделий часто решалась асимметрично. Обвязки и рамки даже одного изделия изготавливались неодинаковой ширины и с искривлениями. Разной величины делались ниши и полки.

Болотные растения преобладали в мотивах орнамента и обычно нарушали его единство с формой предмета. В креслах, изображенных на рис, стремление к оригинальности выразилось в форме спинки и локотников, которая была характерна для английской мебели XVIII в.

В период модерна не лучшим образом решался и интерьер комнат. Расстановка мебели была случайной. Гладкие потолки украшались стилизованными растительными формами. Стены окрашивались, обивались декоративной тканью, обшивались деревянными панелями сложной формы и т. п. Проемы дверей иногда имели непривычные очертания, например форму трапеции.

Одной из важнейших причин проявления стиля модерн явилось применение новых материалов и машинных форм в мебельном производстве и консерватизм представлений о формообразовании. Кроме того, частнособственнические интересы буржуазии не ставили высоких идейных и художественных задач.

Leave a Reply