Эстетические принципы проектирования

Posted by: admin  :  Category: Организация и этапы проектирования промышленных изделий

В своей работе художник-конструктор должен учитывать, как было указано выше, объективные закономерности формообразования. Но он должен обеспечить не только полезность вещи, но и создать ее красивой, соответствующей стилю, моде, современным эстетическим вкусам, т. е. взаимоувязать в одном предмете пользу и красоту.

Польза и красота в различных предметах выступают в разных соотношениях. Значения весового соотношения утилитарных и эстетических качеств, которые определены двадцатью экспертами-профессионалами, приводит М. В. Федоров в работе. В свою очередь авторами настоящего пособия была организована аналогичная экспертная оценка изделий студентами Белорусского технологического института имени С. М. Кирова.

В эксперименте участвовало 100 студентов IV курса (будущие инженеры-механики), в основном юноши. Средний возраст группы — 22 года. Экспертная оценка изделий студентами проводилась в 1977 г., спустя около 10 лет после эксперимента профессионалов. Студенты не знали результатов экспертных оценок профессионалов, но достаточно хорошо понимали сущность эксперимента. Результаты его приведены в табл. 6.1.

Сравнение результатов экспертных оценок профессионалов и студентов показывает правильное понимание последними соотношения утилитарных и эстетических качеств в различных предметах. Учитывая это, мы приводим студенческие оценки и ряда других бытовых и технических изделий, по которым профессионалами оценки не давались.

Небезынтересно отметить желание молодежи видеть красоту и в сугубо утилитарных предметах, при этом оно проявляется более сильно, чем у профессионалов.

Соотношение пользы и красоты в одном предмете должно учитываться при проектировании. В тех случаях, когда основное значение имеет «польза» (станки, приборы, ручной инструмент и т. д.), должен преобладать функциональный подход в проектировании, но при соблюдении композиционно-стилевых требований. Эстетическое освоение таких изделий, их красота порождаются совершенством конструкции, правильно организованной функцией. Такую красоту создает главным образом инженер.

При проектировании изделий с преобладанием в них «красоты» (сувениры, многие изделия культурно-бытового назначения) начинает возрастать, а иногда становится главным художественный поиск формы, следование стилю и моде. Но при этом не должны пренебрегаться технические факторы формообразования.

Для различных изделий перечисленные условия выступают в разнообразных сочетаниях, и это требует в каждом конкретном случае определенного подхода при решении задач проектирования.

Отмечая место и роль художника-конструктора в творческом коллективе по созданию промышленного изделия, в заключение приведем положения, которые сформулировали С. А. Соломонов и В. Э. Винтман.

1. Художник-конструктор является полноправным членом творческого коллектива. Он занимается решением всех вопросов, связанных с формообразованием изделия, и, получая информацию от остальных членов коллектива, обработав, передает ее обратно. Форма и объем информации меняются в зависимости от стадии разработки изделия, так как на каждом этапе стоят свои определенные задачи.

2. Каждый член коллектива, выполняя конкретные задачи, может принимать окончательное решение, только согласовав его с остальными участниками.

3. Художник-конструктор должен вступать в работу с самого начала, продолжать ее до конца. Подключение его на поздних этапах не может дать положительных результатов. Чем позже приступает он к работе, тем меньше имеет возможностей оказать существенное влияние на ее ход.

4. Художник-конструктор обладает широким диапазоном знаний, однако сложность стоящих перед ним задач заставляет его специализироваться в каком-либо профиле. В противном случае его деятельность не может быть достаточно плодотворной из-за недостатка знаний, специфичных для данной области.

5. Все остальные члены коллектива, являясь специалистами в своих областях, должны быть обязательно подготовлены и в эстетическом отношении настолько, чтобы могли свободно работать с художником-конструктором.

6. Решая вопросы формообразования изделий, художник-конструктор должен объективно учитывать все факторы, а также решения остальных членов коллектива. Основываясь на выводах из всего этого комплекса вопросов, он принимает свои решения и информирует о них остальных членов коллектива. В свою очередь в процессе работы художник-конструктор корректирует свои решения с учетом тех предложений, которые ему будут давать остальные участники проектирования, пока не будет найден оптимальный вариант.

Leave a Reply