Целосность объемно-пространственной структуры

Необходимым условием достижения целостности объемно-пространственной структуры является ее общая упорядоченность. Но при сложных структурах даже закономерность может восприниматься как неупорядоченность. В таком случае организовать структуру можно с помощью композиционной группировки отдельных элементов в общности, которые понимаются здесь не только как технические, а как композиционно подчеркнутые сгущения или отдельные группы в пределах целостного организма. Сказанное имеет важное значение при разработке интерьеров и отдельных сложных изделий мебели, так как в этих случаях может наступить предел, за которым даже закономерное раскрывается не сразу.

Важной закономерностью объемно-пространственной структуры является также единство строя, общий ее характер, поддержание и развитие главных элементов в строе ее малых, частных элементов.

Тектоника и объемно-пространственная структура между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проследим это на примерах.

На рис. изображен ряд условных моделей с несущими и несомыми элементами. Пролеты между опорами малы, и нагрузка на них не чувствуется. Здесь «материала» много, а «воздуха» мало, и модель воспринимается как монолит с узкими щелями. На рис. опоры и лежащий на них объем уже выделились, но модель пространственно еще примитивна. На рис. при более тонких опорах и высокой «балке» чувствуется некоторое напряжение конструкции, в пролетах появился «воздух», и объемно-пространственная структура стала интереснее.

Модели на рис.— з производят иное впечатление. Опоры стоят далеко друг от друга, и лежащая на них «балка» зрительно потяжелела. Здесь возникла тектоническая острота вследствие контраста тяжелого несомого и напряженного несущего. Появилась острота и в отношениях материала с пространством. В их контрасте композиция приобретает выразительность, так как наглядно проявляются тектонические особенности работающей конструкции.

Возможность более полно почувствовать тектонику формы дает конкретный материал (бетон, металл, дерево и т. д.), поэтому при тектонической характеристике необходимо рассматривать отношения материал — пространство. Отношения же объем — пространство дают в основном представления об объемно-пространственной структуре. Поэтому связи этих двух начал необходимо иметь в виду при работе над формой, так как инженерное совершенство конструкции выражается и в тектоническом совершенстве формы, и в высокой организации объемно-пространственной структуры. Любая конструкция должна и зрительно отражать работу материала, иначе она теряет свою тектонику и вместе с ней эстетическую выразительность.

На рис. изображены два цилиндра аммиачной установки, которые смонтированы на опорах из швеллеров. Опоры только примыкают к цилиндрам, но из-за их мощи создается впечатление, что они проходят насквозь. Установка выглядит тяжелой и громоздкой. Тяжесть цилиндров и загрузка опор не ощущаются, так как последние способны выдержать нагрузку, во много раз превышающую фактическую. Они выглядят неработающими, с фальшивой тектоникой.

Принципиально новое решение конструкции показано на рис. Здесь уже зрительно выявлена тяжесть цилиндра и загрузка опор. Сечение последних намного уменьшилось, оно соответствует расчетному. Упрощены основание и сборка установки. Изменилась и ее объемно-пространственная структура. Общий вес агрегата снизился, а тектоника его выражена подлинно, остро.

Тектоника и объемно-пространственная структура являются, отмечает Ю. С. Сомов, важнейшим началом, которое определяет качество композиции. Эти категории связаны с техническими основами любого изделия. Достичь высокого уровня композиции невозможно, не вникнув в самую сущность конструкции, поэтому работа над формой должна начинаться с того момента, когда лишь выявляется техническая структура изделия, принцип его компоновки. На этом этапе решаются тектоника и объемно-пространственная организация будущего изделия.

Tags: , , , ,

Leave a Reply