Главные и второстепенные качества композиции

Композиция любого изделия обладает свойствами и качествами, которые разделяются на главные, определяющие данную форму, и второстепенные. Некоторые качества для композиции являются обязательными. Кроме тектоники и организованности объемно-пространственной структуры, к ним относятся пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы, колористическое и тональное единство, которые обеспечивают гармоничную целостность формы.

Два обязательных и важных качества рассматриваются несколько особо, так как они не обеспечиваются обычными средствами композиции. Это единство стиля и образность формы.

Единство стиля говорит о современности изделия, его соответствии эстетическим запросам общества. Обеспечение этого качества зависит от умения художника-конструктора передать в вещи дух времени.

Образность формы дает первое впечатление о предмете. В ней сфокусировано все, что связано с представлением о предмете.

В процессе художественного конструирования необходимые качества композиции обеспечиваются с помощью композиционных средств. А чтобы в процессе работы над композицией можно было проверить правильность ее разработки, необходимо иметь объективные критерии оценки. Кроме объективных факторов формообразования (таких, как функция, материал и т. д.), важнейшими критериями являются закономерности композиции, которые выступают также как объективно действующие условия, отражающиеся на характере восприятия формы.

Композиция как система целого ряда соподчинений возникает при наличии особых, связей между всеми частями целого. В одних случаях эти связи основаны на закономерностях общего характера, в других — на более частных, распространяющихся лишь на определенные формы. Закономерности композиции проявляются многообразно, в различных изделиях и формах по-разному. Поэтому готового рецепта, как сделать то или иное изделие красивым, дать невозможно. Существуют, однако, определенные принципы и закономерности, которые в какой-то мере являются общими.

Первым шагом в раскрытии этих закономерностей может служить систематизация форм по наиболее существенным признакам, которые являются общими и объединяют между собой предметы различного назначения. Так как формы промышленных изделий всегда каким-то образом организованы в пространстве, то за первый, наиболее общий признак систематизации принят принцип взаимодействия объема с пространством. Это взаимодействие определяется прежде всего симметрией и асимметрией. По этому признаку формы в технике делятся на симметричные и асимметричные. Дальнейшее деление, например, симметричных форм по видам симметрии еще больше облегчает их дефференцирование.

Членение форм по признаку статичности и динамичности еще более точно указывает место каждой технической формы. В этом случае можно говорить о формах симметрично-статичных, симметрично-динамичных, асимметрично-динамичных и т. д.

Отмеченных признаков систематизации может быть недостаточно, так как в одном ряду могут оказаться формы с открытой и объемной структурой, т. е. неодинаковые по степени уплотненности материала. Если ввести деление формы и по этому признаку, который характеризует отношение объем — пространство, то в рассматриваемой системе форм для любой из них место будет уже определено.

Гармония формы в технике достигается с помощью средств композиции, к которым относят пропорции, масштаб, контраст, нюанс, ритм, метрические повторы, характер формы, а также группу средств, основанных на использовании цвета и тона, фактуры и текстуры материала и непосредственно связанной с ними светотеневой структуры формы. Как важные средства композиции в процессе художественного конструирования могут выступать такие особые качества-состояния формы, как симметрия и асимметрия, статичность и динамичность.

Таким образом, качество композиции промышленного изделия в целом достигается с помощью средств композиции, использованных с учетом закономерностей их проявления. При этом одновременно используется не одно, а, как правило, множество средств.

Tags: , , ,

Leave a Reply